Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОВРУЧСКАЯ И КОРОСТЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ
52, С. 364-369 опубликовано: 26 мая 2023г.


ОВРУЧСКАЯ И КОРОСТЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ

УПЦ, учреждена решением Синода УПЦ от 22 июня 1993 г., отделена от Житомирской кафедры (см. Житомирская и Новоград-Волынская епархия). Территорию О. и К. е. составляют сев. и вост. районы Житомирской обл. (Украина): Брусиловский, Емильчинский, Коростенский, Лугинский, Малинский, Народичский, Овручский, Олевский, Радомышльский, Хорошевский. Епархия разделена на 11 благочиннических округов, границы 10 округов совпадают с границами районов, в Коростенском р-не - 2 благочиннических округа. Правящий архиерей - митр. Виссарион (Стретович; с 22 июня 1993 в сане епископа, с 23 нояб. 2000 в сане архиепископа, с дек. 2010 в сане митрополита). Кафедральные соборы - в честь Преображения Господня в Овруче, в честь Рождества Христова в Коростене. В епархии имеются 295 приходов, мужской и женский мон-ри, осуществляют служение 220 священников, 8 диаконов. В пос. Чоповичи Малинского р-на действует ставропигиальный Чоповичский в честь Афонской иконы Божией Матери ставропигиальный женский монастырь (основан в 2007, с 2012 ставропигиальный). При ЕУ существуют отделы: миссионерский, религ. образования и катехизации, по социальному служению и благотворительности.

Предыстория

Большинство районов на территории епархии до 1917 г. входило в состав Волынско-Житомирской епархии, юго-вост. часть О. и К. е., включающая Малинский, Радомышльский и Брусиловский районы, до 1917 г. принадлежала Киевской губ. и митрополичьей Киевской епархии.

Древнейшими храмами региона являются Васильевский собор в Овруче (посл. четв. XII в. (до 1192) (см. в ст. Овручский во имя святителя Василия Великого женский монастырь)) и Никольский храм оборонного типа в г. Олевске (1596). Издревле существовал Рождество-Богородичный храм в мест. Искорость (ныне г. Коростень), перестроенный в 1798 г. шляхтичем С. Любовидским. Активное строительство правосл. храмов на территории О. и К. е. началось в 60-х гг. XIX в. В это время приступили к возведению Николаевского собора в Радомысле (ныне Радомышль), была перестроена под правосл. собор униат. церковь в Овруче. К окт. 1917 г. на территории О. и К. е. действовало больше 150 приходских церквей.

Вскоре после 1917 г. были репрессированы наиболее влиятельные клирики края: настоятель Преображенского собора в Овруче прот. Феофан Ящинский, настоятель Успенского храма в Овруче прот. Стефан Дроздовский, настоятель Покровского храма в Искорости прот. Николай Захаревич.

На территории той части совр. епархии, к-рая входила в Киевскую епархию - в пределах бывш. Радомысльского у., преобразованного в Малинский окр., в 1923 г. было учреждено Радомысльское викариатство Киевской епархии. Радомысльским епископом был Сергий (Куминский), занимавший непримиримую позицию по отношению к обновленчеству. На архиерее лежали обязанности по установлению связей между Московской Патриархией и укр. епископами. 23 окт. 1926 г. еп. Сергий был арестован в Москве, расстрелян 11 дек. 1937 г. 3 сент. 1922 г. во епископа Коростенского, викария Волынской епархии (см. Коростенское викариатство), был хиротонисан Леонтий (Матусевич). В 1923 г. он уклонился в обновленчество, управлял обновленческой Житомирской епархией. Позднее принес покаяние и воссоединился с Церковью.

На пленуме Волынского ЕУ 24 марта 1924 г. было принято постановление об образовании Овручского викариатства. В протоколе собрания духовенства и мирян 4-го округа бывш. Овручского у. от 22 апр. 1924 г. записано: «Желательно иметь одну епископскую кафедру для всего Коростенского округа в г. Овруче с титулом епископа Овручско-Коростенского... Просить Преосвященного епископа Аверкия (Кедрова.- В. П.) дать свое благословение уездному собранию наметить кандидатов на должность Овручского епископа» (ЦГАВО. Ф. 5. Оп. 2. Д. 196). В литературе встречаются ошибочные указания на то, что в 1924 г. во епископа Овручского был хиротонисан Максим (Жижиленко) и что в 1924-1925 гг. он временно управлял Житомирской (Волынской) епархией (Акты свт. Тихона. С. 872, 979). Однако в то время М. А. Жижиленко жил в Москве и служил тюремным врачом (в кон. 1924 - нач. 1925 Волынской епархией управлял Полонский еп. Максим (Руберовский)). По-видимому, Овручское вик-ство не было создано. Все храмы региона, кроме кладбищенской часовни в Коростене, к кон. 30-х гг. XX в. были закрыты.

Во время немецко-фашистской оккупации, начиная с 1941 г., церковная жизнь края возродилась во многом благодаря клирикам, вернувшимся к церковному служению: прот. Елеазару Юзепчуку из Овруча (1-й благочинный Овручского окр. после его восстановления в 1941), прот. Евфросину Данилевичу из Народич, прот. Даниилу Кузьменко из Малина, настоятелю возобновленного Рождество-Богородичного храма в пос. Фрунзе на окраине Коростеня прот. Стефану Гринюку. Возобновилось богослужение в древнейшем приходском деревянном храме края - Покровском в Коростене (XVII в.), его настоятелем в 1942 г. стал свящ. Владимир Гусак; в нач. 50-х гг. Покровский храм сгорел. В 1942 г. в Житомирском Полесье появилось неск. благочиннических округов, их возглавили благочинные из числа новорукоположенных клириков: Иоанн Кульчицкий (Барашевский окр.), Николай Самборский (Емильчинский окр.), Алексий Левитский (Брусиловский окр.), Петр Медына (Чоповичский окр.), Николай Закусило (Базарский окр.), Алексий Хотын (Олевский окр.), Гавриил Почтовый (Лугинский окр.), Борис Шулькевич (Радомышльский окр.).

Почти все открытые во время оккупации общины были перерегистрированы после освобождения края. При Васильевском соборе в Овруче в послевоенный период были зарегистрированы 2 общины: монастырская под рук. прот. Елеазара Юзепчука, возрожденная во время оккупации, и приходская во главе со свящ. Иоанном Хряковым. В 1946 г. мон-рь добивался от патриарха и от Совета по делам РПЦ упразднения прихода при соборе. Тем не менее Васильевский храм женского мон-ря решено было и далее оставить в статусе 2-го кафедрального собора Житомирско-Овручской епархии (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 29. Л. 16-25). В 1958 г. овручский Свято-Васильевский жен. мон-рь, только что отремонтированный епархией, был закрыт. В 1960 г. из Успенского храма в с. Ступище Народичского р-на в Центральный краеведческий музей Житомира была передана местночтимая чудотворная Ступищанская икона Божией Матери (в кон. 80-х гг. XX в. возвращена верующим). В ходе кампании 1958-1964 гг. закрылись десятки сельских храмов. Активно сопротивлялись закрытию и сумели избежать прекращения деятельности своих приходов настоятель Николаевского прихода в Радомышле прот. Сильвестр Бойко, настоятель Николаевского храма в с. Левковичи и благочинный Овручского р-на прот. Владимир Желюк (снят с должности благочинного в 1963), свящ. Ростислав Бобровницкий из с. Белокоровичи Олевского р-на и др. В 1962 г. в с. Девошин Овручского р-на группа верующих остановила снос храма (жительница села М. Ф. Можаровская за участие в акции была приговорена к 5 годам тюремного заключения).

В пределах О. и К. е. с сер. 60-х гг. XX в. действовали 63 храма: 4 - в Емильчинском р-не, 5 - в Володарско-Волынском р-не, 14 - в Коростенском р-не, 3 - в Лугинском р-не, 7 - в Малинском р-не, 12 - в Народичском р-не, 9 - в Овручском р-не, 3 - в Олевском р-не, 6 - в Радомышльском р-не. В городах не были закрыты 3 храма: Васильевский в Овруче, Николаевский в Радомышле и Покровский в Коростене. До 1989 г. запрещалось вести ремонтные работы в церквах, исключением стал только Васильевский храм в Овруче. В 1986 г. из-за Чернобыльской катастрофы были полностью или частично отселены более 10 сел, вслед. чего прекратили существование Иоанно-Богословский приход в с. Долгий Лес, Чудо-Михайловский в с. Вел. Клещи, Космо-Дамиановский в с. Ноздрище. В зону частичного отселения попал Успенский приход в Ступище, в храме к-рого до 1960 г. хранилась Ступищанская икона Божией Матери.

В 1989 г. началось возрождение церковной жизни. В 1990 г. открылся Димитриевский храм в Малине, в 1991 г.- Николаевский храм в пос. Народичи. В том же году зарегистрирован устав Преображенского прихода в Овруче, его настоятелем стал игум. Виссарион (Стретович). Он добился у властей выделения урочища с руинами дореволюционного Преображенского собора, где в 1990 г. началось строительство нового собора (освящен 25 окт. 2001). В сент. 1991 г. зарегистрировано миссионерское Ольгинское братство в Коростене. В 1992-1993 гг. в Житомирской епархии действовало Коростенское вик-ство. 24 авг. 1992 г. во епископа Коростенского был хиротонисан архим. Виссарион (Стретович).

1993-2018 гг.

22 июня 1993 г. учреждена О. и К. е. Кафедру возглавил бывш. Коростенский еп. Виссарион (Стретович). В 2001 г. предстоятель УПЦ митр. Владимир (Сабодан) освятил 2 собора в О. и К. е.: Преображения Господня в Овруче и Рождества Христова в Коростене. Митр. Виссарион организовал строительство 97 типовых храмов, 65 молитвенных домов и часовен, в т. ч. в больницах и приютах. В Коростенской тюремной зоне сооружен и освящен в 2014 г. храм (2 раза в год архиерей здесь совершает богослужение, раздаются брошюры духовного содержания, продукты). По инициативе митр. Виссариона установлены памятники равноап. кн. Владимиру (Василию) Святославичу в Овруче (2015), Коростене (2015) и Малине (2017), равноап. кнг. Ольге в Коростене (2008), прмч. Макарию (Токаревскому) Овручскому в Овруче (2008).

По территории О. и К. е. прошли несколько общеукр. крестных ходов. В 2001 г. состоялся крестный ход, инициатором к-рого была общественная орг-ция «Путь православных». В окт. 2004 г. в рамках Всеукраинского крестного хода в Коростень были привезены чудотворные иконы Божией Матери: Феодоровская, Державная, Киевская «Призри на смирение» и Почаевская. 21 июля 2016 г. по территории О. и К. е. прошел Всеукраинский крестный ход мира, любви и молитвы за Украину. Духовенство и верующие во главе с митр. Виссарионом встретили крестный ход, идущий с запада Украины с Почаевской иконой Божией Матери, молебном. 20-28 июля 2017 г. в О. и К. е. состоялся крестный ход с чудотворной Киево-Барской иконой Богородицы; он был приурочен ко дню памяти равноап. кн. Владимира. Во время крестного хода духовенство и верующие молились о мире на Украине и между странами.

Ежегодно в Овруче совершается крестный ход к памятнику прмч. Макарию (26 мая). Из Овруча в день празднования Казанской иконе Божией Матери и на Усекновение главы Иоанна Предтечи совершаются крестные ходы в Казанской иконы Божией Матери мужской монастырь в урочище Кипячее близ пос. Чоповичи Малинского р-на.

В О. и К. е. особо почитаются местные образы Пресв. Богородицы: копия древней Овручской иконы из овручского Васильевского мон-ря, Ступищанская икона и новопрославленная Радомышльская (Иверская) икона. В Никольском храме в с. Левковичи почитается икона свт. Николая Чудотворца из Левковичского мон-ря. В Васильевском соборе Васильевского жен. мон-ря хранится частица мощей прмч. Макария Овручского. В 90-х гг. XX в. возобновилось паломничество к св. источнику на территории Кипячевского Казанско-Богородичного мон-ря. Возведена часовня над св. источником близ с. Сорокопень Овручского р-на.

Архиерей:

митр. Виссарион (Стретович; с 22 июня 1993).

Монастыри

Действующие: овручский Васильевский (женский, в Овруче, существовал в 1909-1924 и в 1941-1959, возрожден в 1991), Кипячевский Казанско-Богородичный (мужской, в урочище Кипячее близ пос. Чоповичи Малинского р-на, существовал в 1917-1934, возрожден в 2002).

Упраздненные: овручский Иоакимо-Аннинский (мужской, в Овруче, упом. в 1496-1552), овручский Пречистенский Заручаевский (женский, на Заручаевском предместье в Овруче, упом. в 1496-1531), овручский Успенский Заручаевский (мужской, на Заручаевском предместье в Овруче, основан в XV в., ок. 1690 перешел в унию), овручский Пустынский Воскресенский (мужской, существовал при Воскресенском храме в Овруче, упом. в 1545-1552, позже являлся скитом киевского Пустынно-Никольского муж. мон-ря, переведен в урочище Ступище), Селецкий Зачатия св. прав. Анной Пресв. Богородицы (женский, в с. Селец (ныне Народичского р-на), известен в 1598-1695), Клинецкий Крестовоздвиженский (женский, в с. Клинец (ныне Овручского р-на), основан в XVI в., в 1752 здесь поселились монахини из захваченного униатами Корецкого во имя Святой Троицы женского монастыря, с 1752 до своего закрытия в 1782 Клинецкий мон-рь был единственной правосл. жен. обителью на Волыни), Левковичский (Левковский) Никольский (мужской, в с. Левковичи (ныне Овручского р-на), в 1627-1628 стал униатским).

Иные христианские организации на территории О. и К. е.

Старообрядцы

В нач. XX в. на территории Житомирского Полесья были известны 10 старообрядческих поселений, возникших в основном на рубеже XVIII и XIX вв., после присоединения Вост. Волыни к Российской империи. В 8 поселениях жили поморцы, в 2 - федосеевцы. К нач. 30-х гг. XX в. все моленные были закрыты властями и разрушены. Во время немецко-фашистской оккупации большинство общин возродилось. После освобождения региона в числе первых в 1944 г. была зарегистрирована моленная поморцев в с. Чоловка (ныне в черте Коростеня), объединявшая 160 прихожан. Следующей открылась моленная поморцев в с. Рудня-Шляховая Володарско-Волынского (ныне Хорошевского) р-на, объединявшая 50 прихожан, моленную закрыли в 1960 г. Мн. поморцы в Полесье посещали моленную в с. Вел. Кошарища Коростенского р-на (более 300 верующих, закрыта в 1963). В 1945 г. получила регистрацию ближайшая к ней община в с. Новоселка Потиевского (ныне Радомышльского) р-на, но уже в 1951 г. приход был снят с регистрации, моленная изъята. В 1946 г. сгорела моленная в с. Мамеч Овручского р-на, в 1948 г. община была снята с регистрации.

Длительное время боролась против произвола властей и пыталась отстоять моленную община поморцев в с. Чоловка. Этот приход - крупнейший в районе, был снят с регистрации в 1962 г. Многочисленная поморская община в с. Нитине Емильчинского р-на, насчитывавшая 200 прихожан, была снята с регистрации в 1961 г. В 1962 г. снята с регистрации последняя легально действовавшая община поморцев Житомирского Полесья - в с. Бродник Базарского (ныне Народичского) р-на, насчитывавшая 140 верующих. Крупная община поморцев, не желавшая регистрироваться, существовала в с. Малинка Народичского р-на. После Чернобыльской аварии в 1986 г. село подлежало обязательному отселению, к 1990 г. все жители были переведены в старообрядческое предместье Коростеня - бывш. с. Чоловка.

В 1990 г. получил регистрацию крупнейший центр поморцев региона - храм в с. Вел. Кошарища. В следующем году была зарегистрирована поморская община в бывш. с. Чоловка, где прихожане купили дом для приспособления его под храм. Этот приход стал одним из крупнейших, он насчитывал ок. 100 чел. в Чоловке и ок. 70 чел. в соседнем с. Жабче.

Более сплоченными в крае были общины федосеевцев. В послевоенные годы на территории Украины федосеевцы жили только в Житомирской обл.: в с. Пятидуб и в с. Дермановка (с 1946 Трудолюбовка) Базарского (ныне Малинского) р-на. Главной была община федосеевцев в с. Пятидуб - единственная на территории Полесья состоявшая на регистрации в течение всего советского периода. Община насчитывала 200 чел., включая жителей соседнего с. Рахваловка Розважевского (ныне Иванковского) р-на Киевской обл. (выселено после 1986). Прихожане в 1945 г. получили от властей крупное деревянное здание моленной. Из Пятидуба был родом послевоенный наставник общин федосеевцев в Москве и в Серпухове Н. Д. Ващенко, к-рый неоднократно посещал свою малую родину, ходатайствовал о сохранении Пятидубской общины перед местными властями. В 1945-1959 гг. состояла на регистрации община в с. Дермановка, насчитывавшая 100 чел. Небольшая община федосеевцев до 1946 г. была зарегистрирована в отдаленном от Полесья с. Пилипо-Кошары Дзержинского (ныне Романовского) р-на Житомирской обл., в 1946 г. моленная была закрыта. В наст. время все 3 общины федосеевцев Житомирщины существуют без регистрации.

Расколы XX в.

В 20-х гг. XX в. в регионе был широко представлен автокефалистский раскол В. Липковского. На 1925 г. в Коростенском окр. насчитывалось 8 общин и 3499 верующих Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). На 1928 г. в том же округе насчитывалось 12 приходов УАПЦ и 4276 верующих. Существовал Радомышльский окр. УАПЦ, имевший в 1923 г. 14 приходов. На 1925 г. в Малинском окр. Киевской губ. действовали 13 приходов УАПЦ и 103 прихода РПЦ. В период немецко-фашистской оккупации крупные приходы УАПЦ под рук. Поликарпа (Сикорского) существовали в селах Ласки Народичского р-на, Вел. Береги Малинского р-на, Стрижевка и Козиевка (ныне Коростенского р-на). В последних 2 приходах в 1944-1945 гг. служили бывш. еп. Радомышльский УАПЦ Михаил Маляревский и его сын - свящ. Иоанн. Общины УАПЦ возродились в регионе в 90-х гг. XX в. В 1991 г. были попытки открыть автокефалистские приходы в Овруче и Коростене. 30 июня 1991 г. на Овручскую викарную кафедру Ровенско-Житомирской епархии УАПЦ был хиротонисан Поликарп Пахалюк. После его перехода в 1992 г. в Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) кафедра не замещалась.

В 50-70-х гг. XX в. в Овручском и Коростенском районах были известны общины леонтьевцев - последователей «старца» Леонтия Грицака († 1973), проповедовавшего отказ от документов и странничество. Леонтьевцы в нач. 70-х гг. были обнаружены властями в селах Верпа, Левковичи и Тхорин Овручского р-на, к движению были близки члены двадцатки Рождество-Богородичного храма в Коростене (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 5. Д. 361. С. 6-10). Проповедник леонтьевцев Я. Сачук в 1973 г. был арестован и осужден в Коростене. Незарегистрированные общины леонтьевцев существуют в регионе в наст. время.

В 1992 г. к УПЦ КП присоединились 2 клирика Житомирского Полесья: прот. Николай Кабак (в 2001 стал «архиереем» одного из ответвлений УАПЦ) и архим. Софроний (Власов; в том же году стал «епископом Винницко-Брацлавским» УПЦ КП, в 1994 вернулся в УПЦ МП). Однако их общины не ушли вместе с ними в раскол. Первые крупные общины УПЦ КП были зарегистрированы в 1997 г. в пос. Володарск-Волынский (ныне Хорошев), в с. Забелочье Радомышльского р-на. В 1998 г. получили регистрацию общины в селах Радовель Олевского р-на (ныне не существует), Рыхальское Емильчинского р-на, Ленино (ныне Ставки) Радомышльского р-на, Осовцы Брусиловского р-на. С 1999 г. действуют Вознесенский храм в Коростене и храм прмч. Макария Овручского в Радомышле, в 2000 г. зарегистрирован Андреевский приход в пос. Емильчино, в следующем году учреждена Покровская община в Малине. После 2014 г. деятельность УПЦ КП в регионе активизировалась, новые общины получают поддержку властей, им выделяются земельные участки. В 2015 г. зарегистрирован Преображенский приход в Олевске, в 2017 г.- Ильинская община в Коростене, предполагается строительство храма во имя прмч. Макария в Овруче.

С 2002 г. в Малине существует Покровский приход Одесской епархии неканонической РПЦЗ Агафангела (Пашковского).

Католики

Первым крупным центром католичества в крае стал Овруч, где в 1628 г. были построены костел и мон-рь доминиканцев. После 1669 г. костел и мон-рь кармелитов появились в Олевске. В 1763 г. учрежден мон-рь ордена августинцев в мест. Народичи. Мон-ри кармелитов были созданы также в мест. Ушомир (1767) и в с. Топорище (1785). В 1678-1783 гг. в Овруче существовал коллегиум иезуитов, переданный под уездное уч-ще василиан.

В 20-30-х гг. XX в. все костелы в Житомирском Полесье были закрыты преимущественно в ходе борьбы с польским националистическим подпольем. В период немецко-фашистской оккупации возобновили деятельность более 15 костелов. Большая их часть была закрыта в послевоенные годы. В 1948-1952 гг. упразднены католические общины в пос. Володарск-Волынский, в г. Коростышев, в селах Кулешовский Майдан и Бастова Рудня Емильчинского р-на (1948), в поселках Брусилов и Ушомир Коростенского р-на, в с. Крымок Радомышльского р-на (1949), в г. Радомышль, с. Кривотин Емильчинского р-на (1950), в с. Горбулев Потиевского (ныне Черняховского) р-на (1952). В 1960-1962 гг. закрыты костелы в селах Корытище и Ягодинка Володарско-Волынского (ныне Хорошевского) р-на, в пос. Емильчино, в с. Бучки Малинского р-на. Не прекращали деятельности с момента своего восстановления в оккупационный период приходы в Емильчинском р-не: св. Ангелов-хранителей в с. Михайловка и приход Сердца Христова в с. Рыхальском.

В дек. 1991 г. зарегистрирована община в с. Потиевка Радомышльского р-на, в нее вошли переселенцы, прибывшие в кон. 80-х гг. из районов радиоактивного заражения Киевской обл. С 1992 г. шли регистрация католич. общин и восстановление костелов во всех городах и местечках края: св. Анны в Малине, Воздвижения Креста Господня в Олевске, Преображения Господня в пос. Володарск-Волынский (ныне Хорошев), св. Гонората в Коростене, св. Станислава в Радомышле, в честь Успения Богородицы в пос. Лугины, св. Матфея в пос. Емильчино. В февр. 1993 г. зарегистрирован приход Успения Богородицы в Овруче, к 2008 г. приход обустроил костел. В 1992 г. возобновлены крупные сельские приходы: св. Антония Падуанского в с. Крымок Радомышльского р-на, Божией Матери Терпеливой в пос. Нов. Боровая Володарско-Волынского р-на, св. Алоизия в пос. Нов. Белокоровичи Олевского р-на, зарегистрированы общины в селах Емельяновка и Ушомир Коростенского р-на. Приходы возрождались в тех населенных пунктах Полесья, жители к-рых считали себя поляками и рассматривали присоединение к католичеству как возвращение к польск. корням. Районом Житомирского Полесья с наибольшим числом католич. общин (10) является Емильчинский.

На территории О. и К. е. в наст. время действуют более 20 католич. костелов, к-рые входят в 3 деканата Киевско-Житомирского диоцеза: Емильчинский, Коростенский и Радомышльско-Коростышевский. Главными католич. храмами Житомирского Полесья являются костел св. Гонората в Коростене, построенный в 1997 г. на месте старого, и костел св. Анны в Малине.

Лютеране, баптисты, пятидесятники, харизматы

Лютеран. общины существовали в местах компактного проживания нем. колонистов. Первая нем. колония в Житомирском Полесье была основана в кон. XVIII в. меннонитами (Скерневские Голендры, ныне Хорошевского р-на). В 60-х гг. XIX в. появились нем. колонии в селах Горщик Ушомирской вол., Андреевка и Ольгановка Олевской вол., Альбертовка и Королева Базарской вол. Нем. лютеранские колонии существовали в Радомысльском у. Киевской губ. В 1869 г. в Малине на территории нем. поселения была открыта лютеран. школа с церковью в подчинении киевского евангелическо-лютеран. прихода; в 1883 г. открылась нем. школа с церковью в с. Елевка. По переписи 1926 г., наибольшее число немцев (26% населения) проживало в Володарск-Волынском р-не. По данным этой же переписи, в Коростенском окр. насчитывалось 26 593 немца. В период Великой Отечественной войны все нем. колонии на Вост. Волыни перестали существовать. В 1999 г. были зарегистрированы независимые лютеран. общины в Коростене и Радомышле.

Первые баптист. общины в Житомирском Полесье созданы в нач. XX в. нем. колонистами в с. Сорочень (ныне Емильчинского р-на) и в с. Горщик (ныне Коростенского р-на). Крупная община баптистов существовала в колонии Нойдорф (ныне с. Заздровка Хорошевского р-на). В наст. время в Житомирском Полесье действуют более 10 баптист. общин, из них крупнейшие - в Коростене и Радомышле, а также в Радомышльском и Малинском районах, где существуют села, в к-рых живут в основном приверженцы протестантизма. В 2004 г. в Коростене открылся обл. библейский колледж баптистов.

Более распространенными, чем баптисты, на территории Житомирского Полесья являются пятидесятники. В 1991 г. в Коростене было зарегистрировано «Областное объединение христиан веры евангельской», в том же году при нем открылась «Областная библейская школа св. Иакова». Пятидесятническими являются села Белая Криница Радомышльского р-на, Гранитное и Йосиповка Малинского р-на. В 90-х гг. XX в. появились общины харизматического и неопятидесятнического направления. В Коростене действуют харизматические «Церковь благодати» (1993), «Церковь победы» (1996), в Олевске - «Осанна» (1997), «Новое поколение» (2003), в Овруче - «Непоколебимое основание» (с 2000, ранее, с 1997, в пос. Емильчино), в пос. Хорошев - «Посольство Божье» (2008). Общины адвентистов с 90-х гг. XX в. действуют в Коростене и Радомышле.

Арх.: ГА Житомирской обл. Ф. 4994. Оп. 2. Д. 92 (Отчет Житомирской епархии за 1986 г.); Д. 94 (Отчет Житомирского ЕУ за 1991 г.); Ф. 178. Оп. 1. Д. 98 (Ист. описание овручского, олевского, топорищевского и ушомирского костелов).
Лит.: Теодорович Н. И. Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии. Почаев, 1888. Т. 1: Уезды Житомирский, Новоград-Волынский и Овручский; Giżycki J. M. (Wołyniak, pseud.). Z przeszłości karmelitów na Litwie i Rusi. Kraków, 1918. Cz. 1; idem. Wykaz klasztorów dominikańskich prowincyi Ruskiej. Kraków, 1923. Cz. 2; Жилюк С. I., Костриця М. Ю. Монастирi Волинi: Iст.-краєзнавчий нарис. Житомир, 1996; Цвiк Г. В. Iсторiя Радомишля. Житомир, 2002; Тимошенко Л. В. Резиденцiя Киïвських митрополитiв в Радомишлi на Киïвщинi // Архiв Украïнськоï Церкви. Львiв, 2011. Вип. 1. С. 203-250; Сичевський А. О. Старообрядницькi громади на Житомирщинi у 1945-1991 рр. Острог, 2015; Веденеев Д. В. Атеисты в мундирах: Советские спецслужбы и религ. сфера Украины. М., 2016.
В. Г. Пидгайко
Ключевые слова:
Епархии Украинской Православной Церкви Овручская и Коростенская епархия Украинской Православной Церкви
См.также:
БРУСИЛОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Овручской и Коростенской епархии
БАЛТСКАЯ И АНАНЬЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ Украинской Православной Церкви Московского Патриархата
БАЛТСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Подольской и Брацлавской, Херсонской и Одесской епархий
БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ И БОГУСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ Украинской Православной Церкви Московского Патриархата